Лист достижений: физическое и психическое развитие ребенка.
Физическое развитие ребенка 12-15 месяцев:- Делает попытки слезть с высокого стула.
- Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью - что вверх, что вниз.
- С поддержкой – шагает по лестнице. Ходит без поддержки. Путешествуя по жилым помещениям, от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы – обратно к ползанию.
- Умеет пятиться задом. Может взбираться на мебель. Хорошо сидит на детском стуле.
- Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
- Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д. Может самостоятельно принимать пищу.
- Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
- При одевании помогает: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.
15-18 месяцев:
- Хорошо ходит - и в направлении прямо, и по кругу. Может кружиться на месте, подпрыгивать. Бегает, хотя еще и не очень ловко.
- Наклоняется, поднимая игрушку (раньше он просто сел бы возле заинтересовавшей его игрушки).
- С посторонней поддержкой легко преодолевает лестницу.
- Пытается выбраться из манежа. Взбирается на мебель, спускается с высокого стула. Уверенно сидит на детском стульчике.
- Пинает мяч, но иногда еще промахивается. Хорошо бросает мяч рукой.
- Самостоятельно принимает пищу, сидя со всеми за столом на своем стульчике.
- По-прежнему активно открывает дверцы шкафов и тумбочек, выдвигает ящики, открывает коробки и шкатулки, вытряхивает их содержимое.
- Пробует играть с заводными игрушками.
- Карандашом выводит каракули на листе бумаги.
1.5-2 года:
- Не только ходит, но и легко бегает. Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги. Обегает стороной мелкие предметы, какие встречает на пути.
- Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами). Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
- Может садиться на корточки. Может прыгать не только на месте, но и вперед. Способен выбраться их манежика.
- Открывает дверь в комнату. Пинает мяч, почти не промахиваясь, подбрасывает его вверх.
- Уверенно катается на трехколесном велосипеде, на педальной машине.
- Может не только вытряхивать предметы из коробок, но и складывать предметы в коробки.
- Оказывает помощь при раздевании. Умеет сам вымыть руки. Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если только она не заполнена до краев). При необходимости передвигает стулья. Способен построить башню из 5-6 кубиков. Переворачивает страницы в книжке. Пытается разобрать заводную игрушку, чтобы дознаться до ее секрета – почему игрушка двигается.
- Помогает маме по дому.
Психическое развитие ребенка:
12-15 месяцев:
- Малыш любит игры с мячом. Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
- Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
- Любит говорить по телефону. Также любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
- Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
- Если его обязывают делать то, что он не хочет, - злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
- Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
- Правильно выполняет такие указания, как "Возьми ложку", "Дай игрушку", "Брось мячик" и т. д.
- Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
- Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
- С удовольствием играет в кубики: ставит их один на один. Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
- Разговаривает с предметами, с которыми играет. Пытается рисовать.
15-18 месяцев:
- С интересом обследует жилые помещения, заглядывает во все углы.
- Неплохо различает предметы по форме, по размерам: может отсортировать кубики и колечки; может правильно, с учетом размеров, сложить пирамидку.
- Помнит рисунки в книжках, и если его просят найти тот или иной рисунок ("покажи птичку", "найди собачку"), ребенок открывает книжку, перелистывает ее и показывает нужный рисунок.
- Складывает конструкции из 4–5 кубиков.
- Знает словесные обозначения частей своего тела.
- Любит играть в прятки.
1.5-2 года:
- Эмоционален, требователен.
- С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
- Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню – подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
- Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие оттого, что заполняет лист бумаги каракулями.
- Ребенок стремится помогать по дому. Копирует поведение взрослых: готовит блюда в детской посудке, читает книги и т. д.
- Очень любит рассматривать картинки. Показывает на них все, что его просят показать: собачку, домик, самолет, дерево и прочее.
- С интересом смотрит мультфильмы.
- Стремится к самостоятельности. Если независимость ограничивается взрослыми - гневается.
- Способен возвести из кубиков сложную конструкцию; количество задействованных кубиков - больше 5.
Развитие речи и речевые нормы детей от 1 до 2 лет:
18 месяцев:
- Малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 40 слов.
- В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит.
- Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, либо своеобразные звукосочетания ("чика" - качели, "кезон" - зонт и т. п.)
1 год 9 месяцев:
- Ребенок наверняка уже легко подражает знакомым и незнакомым словам, услышанным от окружающих.
- После 1,5 года словарный запас начинает бурно развиваться. Если вы правильно занимались со своим малышом, то у него улучшилось произношение, а количество усвоенных слов увеличилось до 200-300.
- Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из 2-х слов, а затем - из 3-4-х. К концу второго года ребенок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах.
- Малыш уже может рассказать по памяти коротенькое стихотворение.
К 2-м годам речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека до совершенства. Он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно играет, в его речи отсутствуют правильные грамматические связи между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.