Уход за ребенком- 1-2 года.

С момента появления на свет малыша, каждая мама старается обеспечить своему чаду самый лучший уход, опираясь на опыт бабушек, подруг и знакомых, извлекая полезную информацию из книг, журналов, форумов и так далее. Как и для младенца для мамы в этот период все ново и непонятно, и можно сказать, что всему они учатся совместно, все лучше и лучше познавая друг друга, день за днем месяц за месяцем, приближаясь к первому серьезному возрастному рубежу ребенка - году.

Уход за ребенком в 1 год, значительно отличается от ухода первого года жизни, малыш уже в состоянии самостоятельно передвигаться- ползать, делать первые шаги или даже ходить. Реагировать и понимать речь, пытаться произносить свои первые слова, а позже, ближе к двум годам, когда ребенок начинает говорить уверенно, из уст вашего чада уже можно услышать первые четкие словосочетания. В этот период детки стараются как можно лучше познать и понять мир, уверенно различают предметы, картинки, цвета, звуки и интонацию взрослых, а так же начинают осознавать и пробуют контролировать свои естественные потребности - в еде, сне, мочеиспускании и т.д. Поэтому зачастую родителям кажется, что в данный период им будет гораздо легче ухаживать за своим чадом, но это не так. Ежедневно ребенок приобретает новые навыки, умения и привычки. Он старается во всем подражать своим родителям, копируя их жесты, движения и мимику. Поэтому с этого момента близким людям нужно строго контролировать свои слова и эмоции.

Исходя из приобретенных навыков малыша, складывается формула состоящая из отдельных элементов обучения в этом процессе, по которой, уход за ребенком 1-2 года, требует особого внимания. Чтобы воспитать в ребенке точность, собранность и аккуратность, нужно приучить его к определенному распорядку дня. Если до года малыш еще не познакомился с горшком, то сейчас это сделать самое время. Не лишним будет научить его самостоятельно принимать пищу, уверенно держать ложку, а со временем и вилку. Данные навыки очень пригодятся малышу при оформлении в детский сад. 

Однако у каждых детей процесс обучения происходит по-разному у кого-то раньше, у кого-то позже, но в любом случае, если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, малыш научится всему, что от него требуется. Поэтому, не стоит отчаиваться, если ребенок не может пописать на горшок, в то время как его ровесники прекрасно справляются с этой задачей.

Рекомендуемое время приучения малыша к горшку колеблется от 1 до 3 лет, так что у вас есть еще некоторое время в запасе. Главное чтобы к этому времени у ребенка полностью созрела так называемая психологическая и физиологическая готовность к желанию справить свою нужду. А остальное, это скорей проблема родителей с детским горшком нежели проблема самих детей.

Закончилась пора пеленок, срыгиваний и беспомощности, когда малыш неумело барахтался в попытках дотянуться до игрушки или принять сидячее положение. И вот, он уже резво перемещается по дому, оставляя повсюду следы своего творчества. Ваш малыш перешел в новую фазу своего развития - начало второго года жизни. Перед ним встают новые задачи и соблазны, к которым он будет упорно стремиться. И не важно, что получится не все и не сразу, главное - ваше чадо сможет приобретать необходимые навыки и знания, делать свои умозаключения и извлекать опыт из неудач. Так будет формироваться его характер и умение адаптироваться в новых обстоятельствах, способность узнавать и имитировать все, что доведется увидеть и услышать.

Другими словами, ребенок второго года жизни как губка впитывает все происходящее вокруг. И теперь родителям следует особенно ответственно относиться ко всему, что окружает ребенка. В активную фазу вступают его способности к воспроизведению звуков и движений, что доставляет немало радости окружающим, и еще больше восторга ему самому. Он уже вполне осознанно может делать то, что ему запрещают, чтобы узнать, насколько узки или широки те рамки, которые родители пытаются установить. В нем просыпается желание независимости и самостоятельности, несмотря на то, что он все еще сильно привязан и эмоционально зависим от мамы. Вот почему на этом этапе взросления малыша родителям иногда придется прибегать к более строгим мерам воспитания.

При всей кажущейся невинности, которую излучают 1,5-годовалые карапузы, они неустанно тестируют родителей на выносливость и твердость характера, не давая расслабляться ни на минуту. Их влекут новые неизведанные просторы, которые нужно успеть исследовать. И они горячо начнут отстаивать свои права на независимые прогулки по дому, отталкивая родительские руки, протянутые для их подстраховки. Но при этом малыш ждет одобрения от вас, ища подтверждения своих успехов, заглядывая вам в глаза. Ребенок второго года жизни поразительно объединяет в себе склонность к самостоятельности и зависимость от мамы. Он может далеко убегать в процессе игры, но обязательно будет периодически возвращаться, чтобы убедиться, что мама никуда не делась.

В этом возрасте дети особенно чутки к расставаниям и боятся потерять маму даже на 5 минут. Полуторагодовалый малыш знает мамино настроение и одежду, запоминает предметы, связанные с ней (сумка, обувь, заколка и т.д.), и с легкостью находя их по ее просьбе. Этот период очень хорош для наглядного обучения основным формам предметов, их цвету, а также количеству. Ребенок этого возраста безошибочно выделяет из толпы родные лица и ему достаточно просто видеть их рядом, чтобы чувствовать безопасность и покой, продолжая заниматься своими делами. Его легко привлечь к домашним делам типа протирания пыли, мытья посуды или полов, и он испытает восторг от пользования пылесосом, ощущая себя по-настоящему взрослым и самостоятельным. Поэтому от родителей потребуется максимум внимания и похвалы к юному помощнику, чтобы он мог чувствовать себя действительно полезным. Это будет стимулировать в дальнейшем его любовь к труду.

Чем раньше вы начнете прививать ребенку любовь к труду, тем проще ему будет жить в будущем. Делая за него даже те вещи, которые он уже вполне способен выполнять сам, вы мешаете его полноценному развитию и самостоятельности. Позволяйте своему малышу чаще проявлять себя в качестве помощника. В этом возрасте самое время приучать его к пользованию горшком и уборке игрушек на свое место. Этим вы облегчите жизнь и себе, и ему. Не забывайте хвалить малыша даже за обыденные вещи, которые он умеет делать сам: кушать ложкой, пить из кружки, не проливая, самостоятельно подниматься и спускаться по ступенькам. Помните ваше одобрение сродни выросшим за его спиной крыльям.

В полтора года происходят изменения во сне ребенка, теперь малыш спит один раз в день и так до 6 лет. При этом важно чтобы малыш спал в хорошо проветриваемом помещении, так как здоровый и крепкий сон достаточно важен для правильного развития организма. 

Детская еда должна быть не только полезной, но и разнообразной. Детки старше одного года принимают пищу четыре раза в день. После 4 лет, количество приемов может сократиться до трех раз в сутки. В их рацион уже можно включать всю пищу, которую едят взрослые, кроме жирных и острых блюд.
Одним из самых главных навыков, является детская гигиена. Приучайте детей перед едой мыть руки, умываться по мере загрязнения, чистить зубы и содержать свою комнату в чистоте и порядке.
Также достаточно важным пунктом является развитие речи ребенка. Для этого родителям необходимо уделять больше внимания своему малышу, учить с ним стихи и скороговорки, читать разнообразные книжки, а главное уметь разговаривать с ним.
Режим дня, важность для ребенка.

  • Дети очень любят порядок. Они охотно усваивают предложенные старшими ритуалы и увлеченно изобретают собственные, ведь это помогает им обрести чувство времени, справиться с детскими страхами и найти свое место в огромном незнакомом мире.
  • По большому счету все детские привычки служат одной цели - скрасить разлуку с мамой. Примерно в 1 год малыш осознает собственное "Я". Это интересное и очень важное открытие тем не менее порождает массу абсурдных, с точки зрения взрослого человека, страхов – ребенка пугает одиночество, темнота, незнакомые люди, он боится быть отвергнутым или потеряться. Именно поэтому малыш так дорожит обществом мамы-защитницы и на свой лад пытается побороть тревоги, связанные с ее отсутствием: один увлеченно сосет большой палец, другой мусолит край одеяла, а третий просто жмется в угол, как дикий зверек. 

Той же цели служат и родительские ритуалы: колыбельная, нежное поглаживание темечка, обязательная сказка на ночь.
  • Режим дня важен для малыша. Для того чтобы преодолеть изменения, которые он переживает на раннем этапе развития, ему необходима уверенность в стабильности некоторых событий. И это ощущение постоянства придет к нему постепенно благодаря его повседневному расписанию, определенным действиям, происходящим в назначенное время. Режим дня – не просто медицинское понятие. Это возможность для малыша понять, как устроен окружающий мир.
  • Четкое расписание дня ребенка и повторяющиеся действия во время принятия пищи, купания и отхода ко сну, например поцелуй на ночь, дают ребенку чувство постоянства и успокаивают.
  • Имейте в виду, что малышу будет легче выполнять ваши правила, если не слишком любимые повседневные дела будут чередоваться с чем-то приятным. Например, если ребенок будет знать, что после дневного сна, который не очень ему нравится, его ждет вкусный полдник или после чистки зубов вы почитаете ему его любимую сказку, то у вас будет меньше шансов для споров. Таким образом, принимая участие в привычных делах, ребенок постепенно начнет прослеживать цепочку жизненных событий. В этом возрасте он еще не ориентируется во времени, но представление о том, какими делами и в какой последовательности будет наполнен его день, даст ему необходимое чувство контроля над своим маленьким миром.
  • Соблюдать определенный режим все-таки стоит еще и потому, что когда ребенок регулярно спит и бодрствует в одно и то же время, принимает пищу и закаляется, его организм напоминает машину, работающую в более экономичном режиме. Такая машина меньше изнашивается, а значит, дольше работает. Поэтому, придерживаясь распорядка дня, вы продлеваете малышу жизнь и дарите ему постоянное хорошее настроение.
  • Любой режим может быть достаточно гибким. Необязательно следовать расписанию по минутам. В зависимости от уклада семьи и индивидуальных особенностей ребенка режим дня может меняться, но важно соблюдать последовательность сна, бодрствования, кормления и промежутки между ними. В частности, между кормлениями должно пройти 3,5-4 часа. Важно, чтобы ваш малыш привык к установленному режиму дня.
  • По мере взросления ребенка и возрастающей потребности в более продолжительном бодрствовании режим следует постепенно изменять.
Потребность ребенка во сне:
Ребенку необходимо так же много сна, как и раньше. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. До своего второго дня рождения кроха должен спать 2-3 часа днем.
В 12 месяцев он все еще будет нуждаться в 2-х дневных снах, но к 18 месяцам он может быть готов к одному 1,5-2-часовому дневному сну. Такому режиму он может следовать до 4-5 лет.

Устанавливаем время для сна:
Важно научить кроху засыпать самостоятельно.
Придумайте семейный ритуал. Дело в том, что наступление ночи для малыша всегда означает расставание с семьей и одиночество, поэтому ребенок так стремится оттянуть прощальный поцелуй. Более приятным перемещение в постель сделает каждодневное повторение вечерних действий: чистка зубов, чтение сказки, укладывание игрушек, пение колыбельной.